Кабакова Мария Александровна, воспитатель
Парциальная программа «Мой родной край»Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3 «Колобок» корпус №3 комбинированного вида города Улан-Удэ
ПАРЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Мой родной край» ДЛЯ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ( 4-5 лет) На 2021-2022 учебный год
Воспитатели группы: Кабакова М.А. Злыгостева Е.Х. . Улан-Удэ 2021г. Содержание
1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка Проблемы поликультурного образования, при котором происходит ознакомление детей с региональными особенностями культуры, являются важными в полиэтническом обществе. В настоящее время перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Значимым является высказывание Т.Б. Алексеевой о том, что «сам собой процесс вхождения ребенка в культуру произойти не может», на становление и формирование человека культуры неоспоримо влияет дошкольное образование. На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является не только велением времени, но и возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края. Республика Бурятия за свою долгую историю накопила огромный опыт формирования норм, правил поведения, регулирующих совместный труд и жизнь народов, населяющих его, создал своеобразную систему образования, содержание, формы, методы которого закреплены в лучших народных традициях и обычаях, в устном народном творчестве. Анализ анкетирования показал ряд противоречивых явлений. С одной стороны, отмечается рост интереса к культуре родного края, с другой стороны многие дети и родители не владеют целостными знаниями региональных особенностей культуры. Приобщение к региональной культуре включает следующие направления: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и желание сохранять и преумножать богатства своего народа. В связи с этим работа по данному направлению включает решение многих задач по нравственно-патриотическому воспитанию детей: - формирование бережного отношения к природе и всему живому; - развитие интереса к обычаям и традициям бурятского и русского народов; - расширение представления об искусстве, живописи, литературе, архитектуре, музыке родного края; - знакомство с государственными символами края: флагом, гербом, гимном. Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям. Одним из условий приобщения к региональной культуре детей дошкольного возраста является, на наш взгляд, системность в планировании и использование информационно-компьютерных технологий в воспитательно-образовательном процессе дошкольного учреждения. Программа «Мой родной край» - это методическое сопровождение регионального компонента в рамках реализации основной образовательной программы и комплексно – тематического планирования, поиск и создание новых средств развития, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста, его активной творческой деятельности, в том числе интерактивных образовательных ресурсов и технологий их использования. Данная программа – один из путей совершенствования воспитательно-образовательной деятельности в детском саду, усиление ее патриотической направленности с учетом социокультурных особенностей региона. Программа содержит в себе этнографические, культурологические и исторические аспекты. Цель: Приобщение дошкольника к региональной культуре, формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, формирование гражданской принадлежности, воспитание любви к Родине, гордости за её достижения, патриотические чувства. Задачи: - расширять представления о родном крае, продолжать знакомить с достопримечательностями региона: с озером Байкал, с русской и бурятской культурой; - расширять представления о родном городе Улан-Удэ, продолжать знакомить с музеями и другими достопримечательностями города; - закреплять знания о флаге, гербе и гимне Улан-Удэ и Республике Бурятия. 1.2 Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие» Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»: - принцип развивающего образования, целью которого является развитие личности ребёнка; - принцип научной обоснованности и практической применяемости; - соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности; - обеспечение единства воспитательных, -развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются познавательные качества дошкольников; - принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей; - принцип комплексно – тематического построения образовательного процесса; - принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми; - принцип варьирования образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей. 1.3 Планируемые результаты. 1.Ребенок проявляет интерес к культуре и достопримечательностям родного города, к событиям, происходящим в городе, к его истории. 2.Проявляет интерес к культуре родного края, его природному богатству, к озеру Байкал, к ремеслу народов населяющих Республику Бурятия. 3.Имеет обобщенные представления о русской и бурятской культуре; 4.Способен проявлять бережное отношение и заботу об окружающей среде родного края. 5.Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, знаком с произведениями детской литературы, с произведениями детских писателей Бурятии. 6. Имеет представления о флаге, гербе и гимне Республики Бурятия. 7.Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свой край, его достижения, имеет представления о его географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. 8.Ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. 9.Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. 10.Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. 11.Ребёнок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно- исследовательской деятельности, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. Программа «Мой родной край» - самостоятельный курс по приобщению к региональной культуре средствами. По программе специально разработаны развивающие игры, демонстрационный и наглядный материал, подобраны произведения живописи, малых фольклорных форм для занимательности их представления детям. Практическая значимость данной программы заключается в возможности использования ее воспитателями в соответствии с комплексно-тематическим планированием, использующими информационно-компьютерные технологии и работающими над задачами патриотического воспитания детей.
2.Содержательный раздел программы 2.1.Тематическое планирование по разделам Первое направление: «Краеведение» Цель: дать детям понятие малой родины, систематизировать и расширить знания детей о родном крае. Задачи: 1. Познакомить детей с растительным и животным миром, с памятными местами, с символикой и населенными пунктами Республики Бурятия. 2.Развивать речь, мелкую моторику рук, память, умение устанавливать причинно-следственные связи. 3. Ознакомление с флорой и фауной Республики Бурятия. 4. Воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края. Второе направление: «Традиции, обычаи и быт» Цель: познакомить с народами Республики Бурятия и дать представление об их традициях и обычаях, познакомить детей с традиционно бытовой культурой народов Республики Бурятия. Задачи: 1. Познакомить с обычаями и праздниками народов Республики Бурятия обогатить представление детей о народных играх; 2. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 3. Воспитывать уважение к самобытности региональной культуры, вызывать интерес к традициям и обычаям народов Республики Бурятия. 4. Расширять представления об одежде, жилище, пище народов Республики Бурятия дать понятие о ремеслах и промыслах; 5. Развивать речь, мелкую моторику рук, память, логическое мышление, воображение; 6. Познакомить с ремеслом родного края 6. Воспитывать уважение к народным мастерам и умельцам воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края; воспитывать чувство гордости за малую родину, прививать бережное отношение к природе родного края; и восхищение их мастерством; Перспективный план работы по ознакомлению с Республикой Бурятия детей в средней группе.
Приложение 1. Картотека дидактических игр по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников 1.«Оденем куклу в русский и бурятский национальный костюм» Цели: Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения. Игровое задание: Одеть куклу. Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет. 2.«Собери узор» Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к традициям родного края, учить узнавать и отличать различные промыслы. Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов Дети собирают картинки из фрагментов. 3.«Сложи картинку» Цель: Формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память. Игровое задание: 1 вариант: 3.Составить картинку в точности по образцу. 2 вариант: Составить картинку в точности по памяти. Правила игры: 1 вариант: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения девушек в национальных костюмах. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей (по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым. 2 вариант В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения девушек в национальных костюмах. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей. 4.«Праздники» Цель: - ввести детей в круг основных праздников жизни своего народа; - развивать логику и мышление. Ход игры Карточки лежат на столе у детей. Дети внимательно смотрят и подбирают соответствующие друг другу картинки. Игровое правило: Выигрывает тот, кто первым осуществить подбор соответствующих карточек. Игровое действие: Подбор нужных карточек. В комплект игры входит 12 карточек: 4 с видом праздников и по 2 карточки - с основными атрибутами к ним. В игре могут участвовать два игрока и более. 5.«Гости города» Цель: рассказать о том месте, которое изображено на открытке. Материал: Для игры вам понадобятся открытки с видом вашего города пронумерованные, несколько машинок Ход игры: Воспитатель предлагает считалкой выбрать экскурсовода по городу. Ребёнок — экскурсовод бросает кубик, выпавшее число на кубике ищет на открытке.
Приложение 2. «Народные подвижные игры» 1. Бурятские народные подвижные игры. Табун Участники игры становятся в круг лицом к его центру, крепко держась за руки, изображают лошадей. В середине круга находятся жеребята. Они изредка издают звуки, подражающие лошадиному ржанью. Вокруг табуна ходит жеребец, охраняющий жеребят от нашествия волков. А два – три волка рыскают, норовят разорвать круг, схватить жеребенка и увести его в свое логово, чтобы накормить волчат. Жеребец, охраняющий табун, наводит страх, пугает волков. Если он осалит волка, то тот считается убитым. Игра продолжается до тех пор, пока жеребец не отгонит или не перебьет всех волков. Правила игры. Волк может разрывать круг. Пойманного жеребенка он должен ловко увести к себе в логово. Иголка, нитка, узелок Играющие становятся в круг, держась за руки. Считалкой выбирают иголку, нитку и узелок. Все они друг за другом то забегают в круг, то выбегают из него. Если же нитка или узелок оторвались (отстали или неправильно выбежали за иголкой из круга или вбежали в круг), то эта группа считается проигравшей. Выбираются другие игроки. Выигрывает та тройка, которая двигалась быстро, ловко, правильно, не отставая друг от друга. Правила игры. Иголка, нитка, узелок держатся за руки. Их надо не задерживая впускать и выпускать из круга и сразу же закрывать круг. Волк и ягнята Один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: – Что ты здесь делаешь? – Вас жду. – А зачем нас ждешь? – Чтобы всех вас съесть! С этими словами он бросается на ягнят, а овца загораживает их. Правила игры. Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать Повороты в сторону, следуя за движениями овцы... Волку нельзя отталкивать овцу. Ищем палочку Участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки, доски), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, Куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие Игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к тому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных. Правила игры. Осаленный должен быстро передать палочку.
Сухарбан Стрельба из лука по связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязок соломы или спутанных веревок, широко бытует под названием сурхарбан, как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше. Верблюжонка верблюд ловит (Ботогон буурашалга) В игре участвует 10-30 и более человек, чаще дошкольники или младшие школьники. Играть можно на небольшой площадке (5-7 м в поперечнике). Описание. Эта игра напоминает игру «Кошки-мышки», только действующие лица в ней иные - типичные животные для степных районов: верблюд (буура), верблюжонок (ботогон). Эти роли (роли водящих) распределяются по желанию или по считалке. Остальные играющие образуют круг, взявшись за руки. «Верблюжонок» становится в круг, а «верблюд» остается за кругом и пытается прорваться в него, но образующие круг препятствуют этому, не расцепляя рук. Если «верблюду» все же удается прорваться, то он пытается схватить «верблюжонка». Тот увертывается и выскакивает из круга (его пропускают под руками), а «верблюда» снова задерживают. Если «верблюду» долго не удается поймать «верблюжонка», его заменяет кто-нибудь другой по желанию. Когда «верблюжонок» пойман, игра заканчивается или возобновляется с новой парой водящих. Правила. 1. «Верблюд» может прорываться через сомкнутые руки, но не имеет права применять болевые приемы. 2.«Верблюжонок» считается пойманным, если «верблюд» осалит его. «Поиски шила и ножниц» («Шубгэшоолгэ») Участвует в этой игре 7-15 человек, старшие дошкольники или младшие школьники. Описание. Из игроков выбираются по желанию «баба» и ее «дочь». Они отходят в сторону и ждут, когда придет время их действий. Остальные играющие, став в затылок один другому и держа друг друга за пояс, садятся на корточки. К ним подходит «баба». Она говорит, что ищет шило и ножницы, чтобы вытащить занозу из носа верблюда. Играющие прячут от нее пучок травы или палочку - «ножницы» и «шило». Когда «баба» просит «ножницы» и «шило» у первого играющего, тот отвечает, что надо искать в задних рядах. Она толкает его, стараясь вывести из равновесия, чтобы ему пришлось опереться рукой о землю, а сама подходит к следующему и т. д. В это время играющие говорят: «Поднимается ветер, он гонит сюда дождевую тучу. Баба, баба, собирай аргал» (сухой навоз, который служит в степи для топлива). «Баба» уходит. Тогда один из игроков встает и, «похитив» «дочку», «прячет» ее (сажает среди остальных игроков).. «Баба», вернувшись, спрашивает: «Где моя дочь?» Ей отвечают: «Там, за западной канавой, женщина ищет свою дочь». Вся игра ведется в комическом тоне: «баба» ищет то «дочь», то «шило» и «ножницы». В некоторых вариантах игра так и продолжается, пока не надоест играющим. У бурят, живущих в Агинском автономном округе, конец этой игры иной: после «похищения дочери» «баба» находит ее в цепочке играющих и пытается отнять. Играющие встают, сохраняя цепочку. Передний игрок расставляет широко руки, не давая водящей приблизиться к «дочке». Водящая мечется из стороны в сторону, но вся цепочка увертывается от нее. Начинается игра, в сущности похожая на известную игру «Коршун и наседка», где у водящей цель - отрывать игроков от цепочки, защищаемой первым игроком. Игра продолжается до тех пор, пока «баба» не поймает свою «дочь». Правила.
Игра в лодыжки (Шагай) «Игра в лодыжки» (специально обработанные кости надкопытных суставов овечьих ног) широко распространена среди бурят. Она имеет несколько разновидностей. Ниже приводится одна из наиболее простых. Участвовать в ней могут мальчики и девочки 6-15 лет, 2 человека и более. Описание. Игроки кладут на землю, или на дощечку, или на стол в общую кучку условленное число лодыжек, например каждый по 5 костей. Очередность в игре определяют по считалке или жеребьевке. Первый игрок подбрасывает одну лодыжку. Сразу же (той же рукой) берет лодыжки из кучи и ловит подброшенную вверх. Лодыжки, которые он успел схватить из общей кучи, откладывает в сторону до конца игры. Потом повторяет все снова и так продолжает игру до тех пор, пока не уронит подброшенную лодыжку. Тогда вступает в игру следующий игрок. Выигрывает тот, кто заберет больше лодыжек из общей кучи. Выигрыш подсчитывают, когда в куче не останется лодыжек. Потом их складывают в общую кучу и игра повторяется. Правила.
В разновидностях этой игры задания усложняются (например, подкинутые лодыжки ловят на тыльную сторону ладони, берут лодыжки, положенные не на землю, а себе на колени, и т. д.). В Бурятии можно наблюдать игру «Шагай» во время езды на лошадях (это очень характерно для потомственных скотоводов).
2.Русские народные подвижные игры. КОШКИ-МЫШКИ Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара. ЖМУРКИ Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим. У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Все на нас глядит. На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится медведем. ГУСИ На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: – Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите! – Нам нельзя. Серый волк под горой Не пускает нас домой! После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком». САЛКИ Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. · Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. · Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое. ПРЯТКИ Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными. ГОРЕЛКИ Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Приложение 3. «Бурятские сказки» Бурятские сказки (онтохонууд) — один из богатейших разделов устно-поэтического наследия народа. К ним вполне применимо общепринятое в фольклористике деление на три основных вида — волшебные, о животных, бытовые или новеллистические. Но больше всего зафиксировано бытовых и волшебных сказок. По своей форме бурятские сказки — произведения в основном прозаические, повествующие о приключениях или богатырских подвигах героев.
|
Скачать файл p-moi-rodnoi-krai_7fem5.docx | 76,51 Кб |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.